Болезненный укол (Дело Олега Молоткова, Орёл, 1984-й год)
1984 год, Орел. В одном из дворов появились две подруги. Шли с работы. Внезапно они услышали слабый крик откуда-то сверху: «Помогите!» На балконе, шатаясь, стояла женщина. Что с ней? Хочет спрыгнуть? Но незнакомка вдруг бросила что-то в их сторону. А сама потеряла сознание. Это была связка ключей. Но почему женщина бросила их вниз? И почему упала без чувств? Подруги не стали рассуждать. Сразу вызвали милицию.
Смерть врача
Когда милиционер открывал дверь, то заметил еще одну пугающую деталь – разрезанный телефонный провод. И страшный разгром внутри. Как после сражения. Срочно нужна опергруппа и судебный медик.
К сожалению, не обошлось без жертвы. В квартире обнаружен мертвым Яков Дятловицкий. Убит ножом. Его супруга Марина, еще живая, найдена на балконе. Ее отвезли в реанимационное отделение. Выяснили, что она накачана большой дозой психотропных веществ. Такие же обнаружили в крови погибшего.
Что за трагедия разыгралась в орловской квартире? Кто утроил погром? Грабители? Но как они решили вломиться в квартиру в особом элитном районе? Любой в городе знал: здесь на каждом углу милицейский патруль. Но странная деталь: ценности, дорогие вещи, бытовая техника, которую обычно тащили воришки, остались нетронуты. Вероятно, кто-то хотел отомстить этой семье.
Семья довольно-таки благополучная. Интеллигенты в нескольких поколениях. Она – учитель в школе, он – медицинский эксперт, капитан внутренней службы. Случай этот был из рук вон выходящий. Все-таки человек в погонах, доктор, который работал со спецконтингентом. Спецконтингент, заключенные, в те годы были одним из объектов работы Комитета госбезопасности. К расследованию немедленно подключились чекисты.
Соседка Ольга Ефремова никаких криков не слышала. Она хорошо знала убитого Якова Матвеевича. Она рассказывает: «Мы тут все с ума сходили. Ну за что, чего, как? Ну такой мужчина хороший».
Именно она в тот роковой день заметила во дворе странных незнакомцев. Внешность троих подозрительных мужчин соседка не разглядела. Может, они бывшие заключенные, которые решили отомстить честному и справедливому капитану, профессионалу своего дела? А вдруг, узнав, что Марина Евгеньевна осталась в живых, преступники вернутся, чтобы добить ненужную свидетельницу?
Сейчас все больницы с охраной. В 80-х единственный страж – нянечка. Но доверчивую пенсионерку легко обмануть. Этим и воспользовался преступник. Сказал: «Бабуль! Прости, пусти! У меня жена там». – «Нельзя, у нас очень строго». – «Бабуль, ну ведь помрет, не попрощаюсь даже. Пусти!» – «Ой, касатик!» Пожилая женщина дрогнула и позволила пройти.
Марина Евгеньевна лежала в одной из палат. Туда и направлялся убийца. Он не знал, что за 5 минут до этого женщину забрали на рентген. Так она второй раз осталась в живых. Узнав, что в реанимацию проник псевдомуж Марины Евгеньевны, у ее палаты установили охрану.
После сильнейшего отравления женщина была очень слаба. То впадала в оцепенение, то что-то шептала, уставившись в окно. Прогнозы врачей не обнадеживали. Марина Дятловицкая могла навсегда стать инвалидом. Но однажды она неожиданно пришла в себя. Увидев вошедшую в палату медсестру, которая пришла ставить ей капельницу, пациентка встрепенулась: «Прячься, Ирочка, прячься».
Видимо, больная приняла медсестру за кого-то другого. Сыщики установили: в Брянске живет ее дочь, двадцатилетняя студентка Ирина Дятловицкая. Возможно, и над ней нависла смертельная угроза. Охранять девушку срочно отправили оперативников.
Ирина и сейчас хорошо помнит, как испугалась появления милиции, которая запретила ей покидать квартиру. Стала расспрашивать – что стряслось? Но парни упорно переводили разговор на другую тему. Студентке ничего не объясняли. Не сказали, что с родителями стряслась беда, что ее папы больше нет.
Оперативники хранили тайну для благого дела. Не хотели, чтобы Ира бросилась в Орел, где могла столкнуться с убийцами. А девушка страдала в неведении и никак не могла понять, за что ее держат под домашним арестом. Ирина Дятловицкая вспоминает: «Я говорю: «Можно мне домой позвонить?» Он говорит: «Нет, нельзя». К телефону он меня не подпускал. Вот кухня, ванная, туалет – все, сиди».
Ирина решилась на побег через окно. Никакой веревки не нашлось, только несколько пар колготок. Девушка решила рискнуть и сделала из них веревку. Один конец привязала к батарее, второй скинула из окна. Под окном стоял бородатый мужчина в очках, курил и с интересом наблюдал за происходящим. «Боже мой! – сказал он. – Какая романтическая хулиганка». – «Ой, здрасьте». – «Добрый вечер. Как я вижу, здесь готовится побег навстречу принцу? Помочь?»
Когда девушка уже была готова скользнуть вниз, случилось неожиданное. В комнату ворвался оперативник, привлеченный посторонними звуками. «Пустите! Пустите! – закричала Ирина. – Я все равно от вас убегу!» – «Дуреха, тебя убьют!» – «Кто это меня убьет?» – «Те, кто убил твоего отца».
Ирина вспоминает: «Не стало папы – не стало детства. Когда он погиб, мне было 20 лет. И тогда я поняла, что мы жили в раю». Ира упросила сыщиков отпустить ее в больницу к маме, которая по-прежнему находилась в коме. И та словно почувствовала, что рядом появился родной человек. Пришла в себя и все вспомнила.
В тот день в дверь квартиры Дятловицких позвонили. Марина Евгеньевна открыла. Они спросили ее мужа. Женщина ответила, что он еще с работы не пришел. К ее удивлению, мужчины не ушли. Быстро захлопнули дверь и набросились на нее. Закрыли рот, чтобы она не кричала, связали ее и дали каких-то таблеток. Испуганная женщина быстро отключилась. Очевидно, это и спасло ей жизнь.
Марина Евгеньевна описала ночных гостей. Двое имели внешность невыразительную, а вот их главарь ей хорошо запомнился. Продолговатое лицо, роговые очки, бородка. Но где их искать? И тут на помощь пришли эксперты. Оказывается, убийцы сами оставили удивительно много улик. На кровати обнаружили дешевый потертый портсигар. А в нем – маленький склад.
Вкладыши от жвачек. Импортные. Очень популярная вещь у советских детей. Билет на трамвай. Орловский. Билет в кинотеатр «Современник». Очень странный набор улик. И самое непонятное – кто же эти люди, которые в день убийства спокойно ходят в кино?
Сыщики показали фотороботы преступников сотрудникам кинотеатра. Те сразу заявили: «Вот этот, с бородкой и в очках, ходит очень часто. Мы его зовем Жених. Он всегда появляется в смену молоденькой билетерши Анечки и не сводит с нее глаз».
В кинотеатр отправили двоих оперативников. На последнем сеансе появился Жених. Но тот ли это человек, которого разыскивают за убийство? На голове капюшон, лицо разглядеть невозможно. После кинофильма Жених двинулся следом за Анечкой. За ним осторожно пристроились милиционеры. По дороге тот напал на девушку. Оперативники вмешались и задержали злоумышленника.
На допросе мужчина признался: он хотел сорвать с девушки юбку. Безумец ненавидел мини. Задержанного сравнили с изображением на фотороботе. Увы, ничего общего. Кроме бороды. Сумасшедшего Жениха отправили к психиатрам. А сыщики начали новые поиски.
Теперь решили пойти по следу других улик – трамвайных билетов. Подключили большие силы: водителей трамваев, кондукторов. Бородачи и очкарики попадались в сети оперативников каждый день. Но все это были не те люди. Сыщики даже не подозревали: улики подкинул на место преступления сам хитроумный убийца. Он специально заранее подобрал обычный мусор на улице, чтобы сыщики пошли по ложному следу.
Ложный диагноз
Казалось, следствие зашло в тупик. И тут сыщикам пришла в голову новая идея: а что если борода у преступника накладная? Надо попробовать убрать ее с фоторобота, а заодно и очки. И получилось совсем другое лицо. Новый фотопортрет показали жене и дочери убитого Дятловицкого. Нет, они никогда не видели этого человека. Позвали на помощь бывших коллег Якова Матвеевича. И вдруг одна из женщин-докторов вспомнила – кажется, это наш больной.
Яков Дятловицкий до того, как стать медэкспертом внутренней службы, трудился обычным врачом-психиатром. Любил свою работу и больше всего радовался, когда сложные пациенты шли на поправку. Дочь Ирина вспоминает: «Он очень радовался, когда можно было такого больного выписать домой. Когда у него улучшения наступали. И он тогда говорил: «Мы хоть немножко им помогли».
В квартире Дятловицкого хранились сотни писем с благодарностями от больных. И ни одной жалобы. Неужели один из безумцев затаил обиду на всеми уважаемого доктора? Но за что? Сыщики срочно начали розыск того самого больного по медицинским архивам. И вскоре в папках 10-летней давности наткнулись на него. Некто Олег Молотков.
Его постоянно переводили из больницы в больницу. Из одного города в другой. И наконец выписали по месту жительства. В Тулу. Сыщики срочно выехали туда. Тульские коллеги сразу их удивили. Взглянув на фоторобот, они заявили – этого человека разыскивает наш КГБ.
Центральная площадь Тулы. Имени Ленина! Кремль, старинные храмы. В 81-м в день рождения Брежнева именно тут произошло неслыханное ЧП. На площади появился человек. Прохожие сторонились его. От мужчины резко пахло бензином. Внезапно он вытащил из кармана спички и поджег себя. К человеку бросился милиционер и быстро сорвал с него куртку. А странный погорелец бросился наутек, во дворы. Страж порядка побежал следом.
Мужчина тут же сориентировался, стащил в каком-то дворе чужую фуфайку и кочан капусты. Прошел в двух шагах мимо искавшего его милиционера. Тот и не догадался: мужичок с капустой и есть безумец с площади.
Устроить такой эксцесс на центральной площади города, да еще в день рождения дорогого Леонида Ильича – какая пощечина советской власти! Тульский КГБ разыскивал Олега Молоткова как особо опасного антисоветчика. Чекисты были уверены – мужчина совсем не сумасшедший. Уж слишком осознанной выглядела его выходка. На что он еще способен?
На улице Павлова стоит самый необычный дом в Туле. Водонапорная башня. В этой башне живут люди еще со сталинских времен. Ну да, стены в квартирах, наверное, круглые. Но зато проблем с водой у них никогда не бывает. Именно здесь произошел очередной эпизод нашей истории.
Алла каждый день прогуливала свою слепую бабулю по соседнему парку. Так поступила и в то утро. Но вдруг вспомнила, что забыла выключить утюг. Женщина усадила старушку на лавочку и бросилась домой. Всего на 5 минут. Но больше не вернулась.
На беспомощную старушку обратила внимание случайная прохожая – Жанна Мотылькова. Она рассказывает: «Утром я шла по парку. Смотрю, бабуля сидит. Ладно, думаю, сидит, воздухом дышит. Вечером я гуляю с собачкой. Смотрю, опять бабуля сидит. Думаю, что-то здесь не то».
Жанна подошла поближе и обнаружила – бабуля дрожит от холода. И от страха, что ее бросили навсегда. Мотылькова вспоминает: «Она схватила меня ручонками своими. И плачет сильно, дрожит. От голода, от холода. Говорит: «Возьмите меня отсюда, пожалуйста».
Внучку Аллу нашли соседи. Она лежала в своей квартире и находилась в коме. Изверги накачали женщину психотропными препаратами. В квартире разгром. Казалось, преступники пытались уничтожить все, что попадалось им под руку. Например, в квартире стояла фотография, где Алла была в медицинском халате. Это фото разорвали в клочья.
10 лет назад Алла работала медсестрой в Орловской психиатрической больнице. Там же, где трудился доктор Дятловицкий. И вот теперь добрались до нее. На этот раз убийство не состоялось. Женщина выжила. И смогла рассказать: на нее напал мужчина с бородой и в очках.
Она оставила бабушку на скамейке, поскольку вспомнила, что не выключила утюг. Когда она вбежала в свою квартиру, то вслед за ней в помещение вошли двое: «А вы кто?» – спросила она. «Конь в пальто!» – усмехнулся бородач. Она выгребла из ящика имеющиеся ценности: «Вот, возьмите! Возьмите!» – «Мне твое барахло ни к чему. Я по твою душу пришел». – «Скотина! Отпусти меня. У меня бабуля совсем слепая».
Он протянул ей горсть таблеток: «Глотай! Пей. Вот так». Дождавшись, когда она отключилась, он сказал: «Ну, прощай! Сестричка». Затем они с напарником устроили погром, начав с висевшего в прихожей белого халата, который явно был ненавистен бородачу.
Неужели бывший пациент Молотков решил уничтожить всех, кто его когда-то лечил? За что? Может, этот человек диссидент, жертва советской карательной психиатрии? И его, абсолютно нормального, держали насильно в больнице? А теперь он решил отомстить всем? На все эти вопросы сыщики получат ответы гораздо позже. А пока один из них нос к носу столкнулся с Молотковым в центре города.
Преступника разыскивали всюду. Но увидеть его в центре города оперативник никак не ожидал. Тот был в своем обычном конспиративном виде – в очках и с приклеенной бородкой. Но куда он собрался? Тут жилые дома. Впереди – кладбище. Преступник направился к зданию научной библиотеки.
Оперативник вошел внутрь вслед за объектом. Озадаченный сыщик никак не мог понять, это Молотков или его двойник? Он обратился к сотруднице: «Скажите, пожалуйста, вон тот человек с бородой, вы не знаете, кто это?» – «Помилуйте, как же, это же знаменитый профессор по истории коммунистических учений – товарищ Жебровский. А что такое?» – «Нет, нет, ничего».
Совсем растерявшийся оперативник решился на эксперимент. Подойдя к сидящему за столом мужчине, он схватил его за бороду. Та легко оторвалась от лица. Молотков вскочил и бросился наутек. К сожалению, преступнику удалось сбежать. Но он затаил злобу на чересчур ретивого оперативника. Включил того в свой «лист мщения». И разработал план, как застигнуть милиционера врасплох.
Сотрудник милиции всегда устраивал пробежку в одиночестве, по самым глухим дорожкам. Преступник организовал засаду в кустах. Приготовил обрез. Утро, без пяти 7. Вот-вот должен появиться оперативник. Все получилось не так, как планировал убийца. Пока он ждал оперативника в парке, тот вместе с орловскими сыщиками готовил план захвата самого преступника. Вскоре удалось вычислить логово главаря. Оказалось, тот скрывался в монастыре.
Богородичный мужской монастырь. В годы революции он был разгромлен. В 80-х все здесь стали восстанавливать. И одно из зданий отдали под жилой дом. Для местных – это дом-призрак. Оперативники осторожно проникли в помещение и застали жильца за обеденным столом: «Ну, здравствуйте, Олег Аркадьевич!»
Оперуполномоченный угрозыска Анатолий Алешин рассказывает: «Я наставил на него пистолет и назвал его по имени-отчеству. У него ложка прямо выпала из рук. Я говорю, мы с Орла, уголовный розыск». Преступник бросил быстрый взгляд на окно, но Алешин сказал: «Бежать бесполезно!» – «А я сейчас маму позову! Мам! Тут дядьки!» – «Хватит ломать комедию!»
Через несколько часов задержали и подельников Молоткова. Тот сдал обоих без раздумий. Одного схватили на улице. Другого – у любовницы в спальне. Наконец сыщикам стали известны подробности этой дикой истории. Истории сумасшедшей одержимости, холодной мести и феноменальной памяти. Оказывается, преступник классику марксизма-ленинизма знал чуть ли ни наизусть и когда-то действительно верил в наступление коммунизма.
Олег Молотков вырос без родителей. Их ему заменили книги. Он зачитал Маркса до дыр и сразу впечатлился светлым будущим. Грабежи и налеты Молоткова будоражили. А вот тюремные сроки совсем не устраивали. Он решил обмануть закон. Изучив книги по медицине, выбрал для себя шизофрению.
Талантливому и умному симулянту удалось обмануть всех. Кроме доктора Дятловицкого. Следователям преступник рассказывал: «Этот доктор сделал мне очень болезненную инъекцию. Я просто отомстил ему, я 10 лет мечтал об этом». Ему вкололи витамины. Они очень полезные и очень болезненные.
Убийцу приговорили к высшей мере. Попытки Молоткова симулировать сумасшествие не помогли ему добраться до светлого будущего. Молотков был расстрелян по приговору суда. Прошли годы. Коммунизм, которого так ждали многие советские люди, увы, так и не построили.
Статьи из цикла “Криминальные истории”:
“Дом истекающий кровью” – история Антонины Вартановой из кубанской станицы Медведовской, которая погубила несколько человек, в том числе своих близких.
“Дело Жоржика Черненького” – история знаменитого ленинградского медвежатника, открывающего практически любые сейфы того времени.
“Золотая банда” – криминальная история о воровстве золота с секретного космического завода в Ростове-на-Дону.
“Новгородский маньяк” – Реальная история про маньяка, начавшаяся в 1982 году в Новгороде (дело Филимонова).